Фальшивки
Наткнувшись в газете на объявление о приеме антиквариата в прокат, якобы для съемок фильма, Раиса Васильевна сразу же вспомнила о фамильном ожерелье. Некогда модная драгоценность давно пылилась в шкафу, а в настоящий момент ее хозяйке нужны были деньги. Взвесив «за» и «против», Раиса Васильевна отнесла ожерелье в приемный пункт и сразу же получила расчет - 3000 рублей. Через некоторое время, как было условлено, вернулось и само ожерелье. Довольная удачной сделкой, Раиса Васильевна только через несколько месяцев узнала, что мошенники поменяли ее драгоценное ожерелье на стеклянную подделку.
Количество коллекционеров – как просто приверженцев модного увлечения, так и по-настоящему увлеченных людей – постоянно растет. А учитывая немалую стоимость экспонатов, увеличивается и число мошенников, желающих заработать на чужих пристрастиях. Так, одно время был пик популярности уфологии – науки о контактах с неземными цивилизациями. Тогда же и произошел бум «находок» обломков неопознанных летающих объектов и метеоритов. Такие «артефакты» продавались за небольшие, для таких значимых вещей, деньги – по 100-200 долларов. И мучимые желанием обладать редчайшим экспонатом, коллекционеры упорно не замечали земное происхождение находок.
В отношении антиквариата – созданных более полувека назад произведений искусства, наград, церковной утвари, археологических находок, старинных денежных знаков и многого другого – дело обстоит схоже, но существенно усложняется за счет высокой стоимости данных предметов. Личные коллекции предметов старины стали своеобразным способом надежных денежных вложений. А изящность этого способа породила моду на коллекционирование антиквариата – как в западных странах, так и в России.
Как и во многих других модных сферах, зачастую работа коллекционера сводилась к обыкновенной скупке имеющих хоть какое-то отношение к антиквариату вещей. Не обладая специальными знаниями, доморощенные коллекционеры часто становились жертвами мошенников, выдающих за предметы старины и произведения искусства низкосортные подделки. А за счет постоянного оборота антиквариата, подделки обнаруживались не только в личных коллекциях, но так же и в крупных музеях. По оценкам экспертов, фальшивые экспонаты порой занимают более трети частных коллекций. Что не мудрено – ведь в 20% случаев предметом сделки на рынке антиквариата является фальшивка.
Производство подделок давно превратилось в настоящий прибыльный бизнес. Покупая у частных лиц или в антикварных магазинах старые рисунки, фальсификаторы ставят подпись или дарственную, искусно старят ее и сдают в другой магазин. Продавая подобное «произведение», мошенники получают многократную прибыль.
Иногда производство подделки не сводится только к подделке надписей или автографов знаменитых художников. Часто нечистые на руку опытные реставраторы или художники добавляют на неприметные картины новых действующих лиц, тем самым освежая полотно, делают его более интересным и красочным. С подделанной подписью известного мастера картина так же сдается в антикварный магазин и ждет доверчивого покупателя.
Кроме добавления новых отдельных штрихов и подписей, существуют так называемые подделки «с нуля». Процесс изготовления подобных фальшивых полотен куда более сложнее, чем предыдущие. В нем принимает участие сразу несколько мастеров в различных сферах. На старом холсте художником пишется картина в необходимом стиле. Готовую картину тщательно состаривают – добавляют типичные для старинных полотен трещинки, которые потом заполняются пылью, полностью имитируя старину. Параллельно с реставраторами и художниками работает искусствовед, создающий достоверную историю создания картины.
Одним из наиболее известных фальсификаторов «с нуля» является голландский художник Ханс ван Меегерен. Потерпевший некогда фиаско с собственными работами, он принял решение подделывать чужие шедевры. И весьма преуспел – в настоящий момент ван Меегерен владелец сети гостиниц, ночных клубов и других публичных заведений в Амстердаме. Из под его кисти вышло семь подделок двух знаменитых художников старой голландской живописной школы. Прибыль фальсификатора составила несколько миллионов фунтов стерлингов.
Отечественные умельцы так же не отстают от заграничных «коллег». Так, в 2004 году была обнаружена целая подпольная мастерская по изготовлению фальшивого антиквариата. Масштабная лаборатория была расположена на территории Киево-Печерской лавры. В мастерской было обнаружено все необходимое для производства – мощная плавильная печь, формы и матрицы, ювелирный лом для переплавки, драгоценные камни. Мастерская была готова к выпуску древних монет и украшений. Среди заготовок были образцы от знаменитых скифских украшений до советских орденов Ленина и Красной звезды.
Уровень фальсификаторов зачастую настолько высок, что гарантию подлинности тех или иных предметов старины не сможет дать ни одна современная экспертиза. Тем не менее, некоторые советы помогут вам избежать приобретения фальшивок.
1) Слепое следование модным тенденциям – плохой советчик для коллекционера. В первую очередь, следует полагаться на свой вкус и впечатление, которое экспонат производит при первом осмотре.
2) Экспертная оценка так же может быть ошибочной. Может сыграть злую шутку как человеческий фактор, так и преступный сговор специалиста с мошенниками. Выводы специалиста должны быть четко аргументированы.
3) Оценивайте в первую очередь художественную ценность экспоната. Далеко не всегда громкое имя автора положительно говорит о его работах.
4) Не смотря на отдельные случаи, большинство подделок все-таки возможно выявить. В этом поможет тщательный научный анализ. Существуют науки, изучающие стиль автора, его манеру творчества в различные этапы биографии. Химический анализ красок и полотна даст точные данные о времени создания экспоната, обнаружит места скрытой реставрации. Изучение с помощью рентгена выявит скрытые нюансы. Подробная оценка с помощью технических средств поможет защититься от мошенничества.
Ждем Ваших рассказов на нашем Форуме.